Четырехосные МАЗы – история и современность

24.06.2016
Четырехосные самосвалы МАЗ за последние десять лет перешли из разряда диковинной техники в ранг распространенных большегрузов. Большинство мировых производителей самосвалов и тягачей стараются предложить рынку свою продукцию, но свои позиции МАЗы с колесной формулой 8х4 сдавать не собираются. Хотя не так давно четырехосники от Минского автомобильного завода были недоступны для массового потребления. И путь от первых попыток выхода на рынок до нынешних позиций был достаточно долог и тернист. Самосвалы 8х4 под маркой МАЗ начали разрабатываться более 50 лет назад, в далеких шестидесятых. Тогда они представляли собой перспективный проект грузовиков из пятисотой серии. Однако жесткие ограничения плановой экономики не позволили полноценно реализовать идею. Четырехосники на постсоветском пространстве Первым в СССР грузовиком с формулой 8х4 могло стать детище инженеров Уральского завода под названием НАМИ-0145. К сожалению, дальше экспериментальной сборки дело не пошло и до распада Союза отечественные заводы так и не смогли запустить в серию самосвалы 8х4, способные конкурировать с иностранными аналогами. Новые возможности открылись перед производителями уже после 1991 года, но МАЗ по-прежнему не спешил с производством четырехосников. При этом обособившийся Минский завод колесных тягачей выпустил свой МЗКТ-6515 уже в 1995 году. Модель прошла ряд модернизаций и актуальна до сих пор. Затем в 1996 году появился КАМАЗ-6540 (по сути, это модель КАМАЗ-65115 с дополнительной осью), но из-за относительно малой грузоподъемности в 18,5 тонн его оттеснил МАЗ 5516, способный принять на борт до 20 тонн груза. В качестве ответного удара КАМАЗ производит модель 65201, запустив его в серию с 2000-го года, которая смогла потеснить МАЗ даже на внутреннем рынке. В 2004 году четырехосные самосвалы МАЗ еще даже не оформлены в качестве эскизов, а очередной производитель из СНГ – Кременчугский автозавод – выпустил прямого конкурента, модель КрАЗ-7133С4. За ним последовал Урал-6563 (2006 год), частично построенный на чертежах НАМИ-0145. Первая ласточка – модель 6515 Лишь в 2007 году в серию поступил МАЗ 6516А8-321, которому предстояло потеснить конкурентов из Европы, СНГ и стран Азии. В этой борьбе ему помогли выстоять двигатель ЯМЗ-6581.10 на 400 л.с. и проверенная КПП Shaanxi 12JS200TA. Такие самосвалы 8х4 могли перевозить до 25 тонн полезного груза, их серийное производство было передано СП ЗАО «МАЗ-МАН». Успех базовой модели МАЗ 6516 и ее модификаций позволил компании направить на их выпуск больше сил, результатом чего стал выход в 2010 году грузовика МАЗ-6516V8-520, получившего U-образную платформу и мощный двигатель MAN D2066 LF41, соответствующий нормам Euro-5. Уже через год Минский автозавод представил стендовую модель МАЗ-6516W8-420-000. За основу силовой установки для него взяли Cummins ISLe 400 40. Модификация МАЗ-6516B9-481-000 пошла в серию с 2015 года, как ответ на огромные модели КАМАЗов и китайских грузовиков. Такие четырехосные самосвалы МАЗ сложно назвать практичными, поскольку чрезвычайно высокая грузоподъемность нередко провоцирует желание максимально нагрузить кузов, что естественно не обходится без последствий. Спецтехника от МАЗ с колесной формулой 8х4 Кроме стандартных самосвалов МАЗ 6515, белорусы смогли наладить выпуск нескольких спецмашин под разное назначение: Автокран КС-6571BY с грузоподъемностью 40 тонн (в серию не пошел). Бетононасос Everdigm 43CX-5 (МАЗ-693269), также произведен только в качестве стендовой модели. Пожарный МАЗ 6515 с дополнениями от Everdigm. Коленчатый подъемник Everdigm ЕАР481004. Измельчительная установка Jenz НЕМ 561DQ, за основу которой взяли шасси МАЗ-6516В9. ООО «Трак-Сервис» г. Москва, ул. Комсомольская, д.5, стр.2, офис 7 +7 (495) 598-59-08 promo@maz-truck.ru http://www.maz-truck.ru
ООО «Трак-Сервис»